Сарафанное радио в медицине
Алена Скороспехова, менеджер по рекламе и маркетингу многопрофильной клиники «Мединеф», поделилась с НаПоправку секретами работы с сарафанным радио.
Клиника
У многопрофильной клиники «Мединеф» два отделения. Первое отделение открылось в Санкт-Петербурге в 1997 году. Второе — в городе Кириши в 2007 году, при нем в 2016-м появился МРТ-центр с высокопольным томографом в 1,5 Тесла.
Сейчас в 3 филиалах работают 120 врачей и 8 администраторов. Клиника обслуживает примерно 60 000 пациентов в год и работает в среднем ценовом сегменте. Средний чек на первичного пациента — 1500-1700 рублей.
Конкурентные преимущества:
- Клиника работает больше 20 лет.
- Широкий спектр специалистов.
- Удобное расположение: в Петербурге — в центре города рядом со станцией метро Пл. Ленина. В городе Кириши клиника «Мединеф» — один из лидеров рынка, конкурентов почти нет.
- Доступные цены.
- Опытный персонал. В клинику в Киришах мы привозим узкопрофильных специалистов из Санкт-Петербурга.
- Сотрудничество с крупными страховыми компаниями по ДМС.
Каналы продвижения
80% нашего рекламного бюджета уходят на порталы и контекстную рекламу. По 10% — на наружку и социальные сети. На текущий момент самый эффективный и выгодный канал для нас — это порталы: prodoctorov, DocDoc (СберЗдоровье), НаПоправку. Примерно 30% всех первичных пациентов приходят с данных ресурсов. Контекстная реклама проигрывает им по цене из-за слишком высокой стоимости и конкуренции по многим запросам.
У нас стоимость заявки из контекстной рекламы — 500-2000 рублей. Разброс большой, но все зависит от сезонности, конкретной нозологии и выбранной системы. Мы рекламируем в контексте спецпредложения и акции, но в последнее время перенаправляем бюджет из контекстной рекламы на порталы. Размещение на порталах дешевле и эффективнее, они дают более полную статистику от заявки до визита, а интеграция с МИС клиники еще и снижает нагрузку на колл-центр. Записи сразу попадают в МИС и занимают соответствующие окна в расписании, остается только подтвердить визит.
Помимо контекста и порталов, мы ведем работу по SEO со специалистом на аутсорсе. Это обеспечивает дополнительный прирост количества просмотров и переходов на сайт.
SMM и таргетом начали заниматься только недавно, пока их эффективность прокомментировать не могу. Однако я считаю, что продвижение в соцсетях — это в большей степени работа с имиджем, узнаваемостью бренда клиники и общение, так как в социальных сетях сидит более холодная аудитория, которой медицинская помощь может потребоваться в будущем. Если помощь необходима «здесь и сейчас», то пациент сразу ищет клинику в интернете или обращается за рекомендацией к знакомым.
Сарафанное радио
Сарафанное радио дает клинике максимальную выгоду. Это самый дешевый способ привлечения пациентов. В идеале хочется, чтобы больше половины первичных пациентов приходили по рекомендации.
На примере наших клиник могу сказать, что в медцентре в Киришах сарафанное радио работает прекрасно, без существенных затрат. Новости о новом специалисте, услуге, акции быстро распространяются. Дополнительно мы информируем пациентов публикациями в группе в VK. Вместе они дают более 60% первичных пациентов.
В Санкт-Петербурге ситуация другая. Конкуренция выше, поэтому частично функцию сарафанного радио берут на себя порталы. Люди спрашивают у друзей и близких, а потом обращаются к интернету и проверяют рекомендацию по отзывам, комментариям в соцсетях. Изучают регалии доктора, заслуги, сайт клиники. Если вся эта информация вызывает доверие, пациент записывается на прием.
На сарафанное радио влияют:
- качество услуг,
- cотрудники — врачи и административный персонал,
- программы лояльности,
- уникальные предложения.
Клиника должна постоянно работать над качеством услуг. Репутация нарабатывается годами, а теряется быстро. В понятие «качество услуг» помимо самой медицинской помощи входит все: запись пациента на удобное время, отсутствие очередей, напоминания о приеме, консультация врача, обслуживание в клинике, бонусная программа, отработка негатива, даже банальные чай и кофе перед приемом. Все это влияет на мнение пациента о клинике, и все это нужно стремиться улучшать и дорабатывать.
До меня в клинике «Мединеф» почти не уделялось внимание работе с отзывами. Сейчас мы постоянно мониторим отзывы в интернете и отвечаем на все, особенно негативные. Если есть недоработки — связываемся с пациентом, выясняем причину и исправляемся. Мы реанимировали группу VK по клинике в Киришах, где начали работать с пациентами. Еще ввели новую МИС, которая дает больше возможностей, а также подробную статистику.
Чтобы увеличить число отзывов, наши администраторы регулярно напоминают пациентам о возможности их оставить. Также в медцентре размещены плакаты, стойки и прочие полиграфические материалы с QR-кодом и просьбой оценить услуги наших клиник.
Благодаря всей этой работе число обращений в клинику стабильно растет.
Лицо клиники — это сотрудники. Администраторы должны быть вежливыми и помогающими. Врачи — профессиональными и внимательными. Поэтому работать с персоналом тоже надо постоянно. Не только обучать, но и налаживать общение между врачами и администраторами, чтобы они работали в команде.
Помимо этого, важны условия труда и корпоративная культура. Коллективу нужна атмосфера, в которой хочется находиться. Хорошие специалисты должны оставаться в клинике на долгие годы. Высокая текучка влияет на лояльность пациентов и снижает качество услуг.
На сарафанное радио влияют и программы лояльности: бонусы, скидки, семейные и корпоративные тарифы. Сейчас мы разрабатываем новую семейную программу лояльности на основе виртуальных карт, так как пластик уже устарел. Пациент и члены его семьи будут обслуживаться в клинике в рамках одной бонусной системы. Для них будут действовать общие акции и скидки. Дополнительно в зависимости от потраченной суммы будем предлагать им бонусы: бесплатные анализы, диагностику, консультации по телефону.
В филиале клиники в Киришах востребованы уникальные услуги: мы привозим узкопрофильных специалистов из Санкт-Петербурга, за помощью к которым жителям Ленинградской области при необходимости придется ехать в город. К таким врачам, как правило, запись формируется на месяцы вперед. Информация о возможности обратиться к специалисту из Санкт-Петербурга быстро распространяется среди жителей города. Пациенты рассказывают друг другу о приеме врачей, рекомендуют.
Статистика
Мы постоянно ведем статистику по пациентам и по отработке врачей. Если у врача полная запись и высокий спрос, просим его открыть дополнительные смены. Отслеживаем данные по порталам и корректируем список продвигаемых услуг. Например, на некоторых порталах невыгодно рекламировать определенные услуги, так как стоимость привлечения не окупается.
Дополнительно недавно настроили интеграцию с порталами, анализировать данные стало гораздо удобнее. Вся информация об обращениях, визитах теперь формируется в единый отчет в МИС от записи до визита в клинику, а также об оказанных услугах. Можно отслеживать LTV.
Планы
Планируем расширять все озвученные направления: завершить интеграцию с порталами, внедрить программу лояльности, повышать качество услуг и продолжать работать с отзывами. Например, мне понравилась идея портала prodoctorov.ru — печать с QR-кодом, которая ставится на документы. Пациент может смартфоном считать код, перейти по ссылке на страницу клиники на портале и оставить отзыв. Это можно сделать и в самой клинике, и потом, ведь документы у пациента остаются на руках.
Как увеличить долю сарафанного радио
Всем маркетологам клиник, у которых нет больших бюджетов, стоит в первую очередь обратить внимание на качество услуг и работу с персоналом.
В этом вам поможет обратная связь от пациентов. Лучше ваших пациентов, особенно лояльных, вам никто не расскажет, что в клинике хорошо, а что стоит исправить. Банально, но обратную связь можно собрать через анкетирование и опросы. Также посмотрите на актуальность информации о клинике в интернете, а еще промониторьте отзывы и проанализируйте работу врачей: часто ли пациенты возвращаются на повторный прием. На основе обратной связи можно сделать выводы о работе вашей клиники.
Не забывайте постоянно отслеживать отзывы в интернете. Даже если вы не размещаетесь на порталах на платной основе, пациенты на них о вас пишут, ставят оценки. На эти отзывы нужно отвечать, а еще стоит актуализировать информацию на странице вашей клиники, обновить цены и контакты. Многие пациенты перед записью в клинику проверяют ее на сторонних ресурсах. Лучше, чтобы информация везде совпадала. Еще стоит обратить внимание, как сотрудники общаются с пациентами, например, прослушать звонки операторов колл-центра, выявить недочеты и написать для них новые скрипты.
Также можно подумать над внедрением уникальных услуг в вашей клинике: чек-апы за один день, совместные консультации врачей, второе мнение от специалистов для сомневающихся, возможность пройти обследование утром перед работой, диагностика на уникальном оборудовании, консультации у смежных специалистов. Да, маленькому медцентру придумать что-то сложно, но оно того стоит.
Мнение НаПоправку
Дмитрий Драпайло, ведущий менеджер по развитию бизнеса, d.drapailo@napopravku.ru:
Бесплатно скачивайте книги НаПоправку:
Записать больше пациентов в сезон
Каналы трафика, о которых забывают клиники.
Записать больше пациентов на сайте
Чек-лист сайтов и посадочных страниц.
Маркетинг клиники на жителей района
Как сделать клинику самой узнаваемой в районе.