Как не получить штраф за наружную рекламу клиники

В Санкт-Петербурге с начала года комитет по печати выявил более 8 тысяч незаконных вывесок, демонтировал 2,6 тысячи из них, а также оштрафовал предпринимателей за несогласованные информационные конструкции на 195 млн рублей. Разбираемся, какие бывают виды наружной рекламы, и как установить рекламную конструкцию, чтобы не получить штраф.

Виды наружной рекламы

Наружная реклама клиники — это всё, что призывает людей выбрать вас. Например, «Энерго» — это вывеска, а «Лечитесь в Энерго!» — реклама. Наружная реклама бывает двух видов: стационарная и временная. Например, рекламный щит и баннер на доме — это стационарная реклама. Стритлайн «Весь спектр стоматологических услуг» от НовДента — временная.


Вся наружная реклама должна вписываться в архитектурный облик города, не портить гражданам обзор, не мешать автомобилистам, соответствовать техническим требованиям и статье 19 Федерального Закона о рекламе. Разбираемся, как разместить наружную рекламу клиники легально и не получить штраф при проверке.

Новые требования к вывескам

Для вывесок теперь прописаны четкие правила: вывески должны располагаются между первым и вторым этажами, центровать вывеску нужно по горизонтали по архитектурным линиям, применять определенные цветовые схемы и шрифты. Все требования

[mc4wp_form id=”178″]

1. Получить разрешение на рекламу в вашем городе

На каждую наружную рекламу нужно получить разрешение.
Порядок и необходимые образцы документов можно скачать на госуслугах. В Санкт-Петербурге, чтобы установить рекламу или вывеску, нужно согласовать её в Комитете по градостроительству и архитектуре.

За выдачу разрешения вы заплатите пошлину 5000₽ на одно рекламное место. Пошлина не возвращается, если вы нарушили требования закона о рекламе и вам отказали в разрешении. Хорошая новость: с этого года прием заявлений в Комитет осуществляется посредством электронной очереди. Подать заявление с квитанцией об оплате пошлины и другими документами, можно лично в Комитете, МФЦ или в электронной форме на госуслугах.

2. Договориться о размещении рекламы

Макет, технические требования, стоимость размещения рекламы — всё зависит от площадки. Это может быть коммерческое здание, многоквартирный дом, транспорт, рекламный стенд. Ваша задача — найти, кто владеет площадкой, и договориться с ним о размещении.
Если вас устраивает место для рекламы и условия аренды, заключайте договор об аренде рекламного места. Скорее всего, его нужно будет приложить к заявлению на рекламу.

Кроме договора на размещение рекламы вам нужно получить от владельца рекламной площадки технические требования, чтобы потом по ним изготовить или заказать рекламу в агентстве. Часто владелец площадок предоставляет услуги по изготовлению и дизайну рекламы.

В Санкт-Петербурге множество зданий находится на реставрации. По закону, рекламу запрещено размещать на ремонтных заборах или технических постройках при реставрации здания. Однако, некоторые рекламные операторы размещают перетяжки. На фото реклама медицинского центра «КристаллМед» у ст. м. Владимирская летом 2018 года. Её нельзя назвать удачной, но пациенты смогут найти центр:

Реклама клиники на коммерческой недвижимости
Если клиника находится в бизнес-центре или другом коммерческом здании, нужно договориться с владельцем недвижимости или арендодателем с правом размещать рекламу на рекламных конструкциях здания (которые они, в свою очередь, арендуют у города)

Право на размещение рекламы подтверждается договором аренды рекламного места. По сути, вы арендуете рекламное место у арендаторов, т.е. становиться субарендаторами.

Реклама клиники на жилом доме
Если клиника расположена на первом этаже в многоквартирном жилом доме, а вы хотите разместить рекламу на стене или крыше дома, сделать это можно только через собрание собственников жилья. О рекламе на жилых домах читайте Жилищный кодекс РФ, статьи 44 и 46.

Важно присутствовать лично и проследить за проведением собрания. Вынесите на повестку три темы:

  • Можно ли разместить рекламу на крыше или стене здания, на какой срок и в каком формате.
  • Кто будет заключать договор с рекламодателем от имени жильцов. Как правило, это председатель.
  • На каких условиях жильцы готовы разместить рекламу. Если вы платите за размещение рекламы жильцам, определите, куда и как вы платите, кто принимает оплату, кто подписывает счета и акты.

К условиям размещения относятся скидки на услуги клиники, предоставление карт лояльности или чистить снег перед домом — как договоритесь. Чтобы размещать рекламу, получите согласие минимум 2/3 собственников.
После каждого собрания собственники подписывают протокол. Это официальный документ, где фиксируется повестка, кворум, кто за что голосовал. Только подписи помогут вам в случае разбирательства, поэтому проследите за протоколом и сделайте копию.

Если вы субарендатор в жилом многоквартирном доме, где на первом этаже клиника, спросите арендодателя о наружной рекламе. Скорее всего, он уже проводил собрание, когда брал помещение в аренду, и получил разрешение на размещение рекламы. В таком случае вам достаточно договориться с арендодателем.

Реклама на рекламных щитах
Рекламные конструкции принадлежат городу, рекламным агентствам, которые арендуют у города, частным лицам и фирмам. Логика простая: найдите владельца или арендатора рекламной площади, проверьте его права на нужный рекламный стенд, заключите договор.
Размещаться на объектах, предназначенных для рекламы, так же удобно, как в торговых центрах: это бизнес для владельцев, технические требования описаны, шаблоны договоров отработаны, особенности монтажа-демонтажа известны.

Реклама на асфальте
С 2013 года нельзя наносить надписи на асфальт и другие дорожные покрытия. Нанесение надписей и граффити на дороги считается административным правонарушением. Штраф от 3 до 5 тысяч рублей для физлиц и ИП, от 50 до 150 тысяч рублей для ООО.

В интернете есть компании, которые предлагают услуги по нанесению рекламных граффити на асфальт. Не пользуйтесь их услугами: они нарушают закон, редко заключают договоры и в случае проблем с подрядчиком суд вам не поможет. Проекционной рекламы на асфальте это не касается, но проекцию на жилых зданиях все равно придется согласовывать:


Реклама на памятниках архитектуры
В Санкт-Петербурге, особенно в центре города, есть охраняемые архитектурные памятники. На них можно вешать рекламу в том случае, если клиника находится в этом здании. Арендодатель расскажет, в каком стиле делать рекламу, куда вешать и с кем договариваться.
Самовольно вешать рекламу на памятниках архитектуры нельзя, т. к. штрафовать вас будут за развешивание рекламы без разрешения и за порчу памятников государственного значения: для юрлиц от 1 млн рублей.
Максимальный штраф для юридических лиц за порчу особо ценных объектов культурного наследия — 60 млн рублей.

3. Заказать макет

Вы заключили договор с владельцем рекламного места и выяснили технические требования к будущей рекламе. Теперь вам нужно получить макет самой рекламы: скорее всего, его нужно будет приложить к заявлению на рекламу.
Если вы заказываете рекламу у дизайн-студии, то соответствие техническим требованиям от владельца рекламного места — ее задача. В итоге у вас должны оказаться на руках и спецификация, и макет рекламы, которые под спецификацию подходит. Не забудьте на всякий случай сопоставить требования от владельца рекламного места и то, что сделал подрядчик.
Может случиться так, что владелец рекламного места не знает технических требований. Так бывает, когда вы размещаетесь, например, на гаражах и частных домах. В таком случае вы сами разрабатываете технические требования для рекламы.
Закон о рекламе не регламентирует техническую спецификацию наружки. Но подготовить спецификацию нужно обязательно, иначе заявка на рекламу не пройдет согласование.

4. Продумать рекламное сообщение

Рекламодатель отвечает за содержание рекламы. Залог успеха рекламного сообщения: честная реклама, соблюдение Конституции и отраслевых законов. Не обманывайте пациентов и не обижайте конкурентов. Иначе к вам придет ФАС со штрафами за подлог информации и конкуренты с судами из-за пострадавшей репутации.

Реклама должна соответствовать общим и специальным требованиям закона о рекламе. Помимо очевидных требований — например, предупреждения о наличии противопоказаний — нужно ещё учитывать реакцию прохожих на рекламу. Щит клиники пластической хирургии “Ассоль” демонтировали после жалоб местных жителей:

5. Подать документы на разрешение

Соберите в один пакет документов:
— заявление,
— квитанцию на госпошлину,
— техническую спецификацию на рекламную конструкцию от арендодателя или написанную вами,
— макет рекламы без нарушений Закона о рекламе,
— договор с владельцем рекламного места
— и все, что ваш муниципалитет хочет видеть.
И подайте на согласование.

5. Заказать и смонтировать

С подписанным разрешением идите в рекламное агентство, которое будет делать рекламу. Оно изготавливает и монтирует ее на рекламном месте. Обязательно проследите, чтобы наружная реклама была размещена надежно: если рекламный щит упадет, он может ранить прохожего. Следить за качеством монтажа — работа рекламного агентства, но если реклама упадет, жители будут думать на клинику, а не на агентство. Поэтому лучше лишний раз проверить.

5. Демонтировать

Главное — вовремя и безопасно. Безопасность зависит от конструкции, где висела реклама. Например, если реклама висела на билборде, не нужно лезть на него без страховки. Как правило, демонтирует та же компания, которая вешала, они знают, как сделать правильно.

Что будет, если повесить рекламу без разрешения
Многих владельцев клиник легальное размещение наружной рекламы пугает уже на бумаге. Поступают по-разному: платят каждый месяц проверяющим, не размещают наружную рекламу, обходятся вывесками. Как размещать рекламу — выбор предпринимателя. Это раздел о том, что случится, если вы выберете нелегальную рекламу.
Наружную рекламу регулярно проверяют Федеральная антимонопольная служба и Административно-техническая инспекция. А ещё бдительные жители пишут жалобы в ЖКХ, префектуру и в полицию. В таком случае приходит внеплановая проверка от ФАС и АТИ.
За нелегальную наружную рекламу бизнесмен получает штрафы и предписания о демонтаже. Если вы еще и нарушили Закон о рекламе, вы можете получить иски от недовольных потребителей за несоответствие рекламы и товара или от конкурентов за недобросовестную конкуренцию.

Наружка без разрешения или с нарушением технических требований:
От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация по здоровью или имуществу, если реклама упала

Наружка без разрешения и с недостоверной информацией:
От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация пациентам за некачественную услугу по количеству обратившихся по решению суда

Наружка без разрешения и с разоблачением товаров конкурентов:
От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация конкурентам по решению суда
+судебные издержки

Сотрудники ФАС и АТИ фиксируют ошибки и выдают предписания, которые вы должны выполнить или оспорить в суде. Вы можете выполнить требование инспекции и демонтировать рекламу сразу. Обязанность убирать неправильную рекламу наступает только по распоряжению суда. На демонтаж дается месяц, если вы этого не сделаете, суд обяжет арендодателя.

На практике сотрудники ЖКХ или представители администрации часто принудительно демонтируют наружную рекламу. Если вы получали разрешение и вешали рекламу легально, вы можете оспорить действия властей в арбитражном суде в течении трех месяцев.
Если реклама нелегальная, ее молча демонтировали и вас не привлекли, лучше не вмешивайтесь и в следующий раз получите разрешение.

Если вы считаете, что статья будет полезна вашим коллегам, поделитесь ей социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.