logo

Select Sidearea

Populate the sidearea with useful widgets. It’s simple to add images, categories, latest post, social media icon links, tag clouds, and more.
hello@youremail.com
+1234567890

Какой канал привлечения пациентов эффективнее?

Какой канал привлечения пациентов эффективнее?

Во время общения с клиниками мы видим, что многие «зацикливаются» на каком-то одном канале привлечения пациентов в клинику.

С одной стороны, это вполне объяснимо: всегда проще использовать проверенные инструменты. С другой, как мы покажем ниже, неразумно фокусироваться на одном канале и игнорировать возможности остальных.

В этой статье мы постараемся проанализировать плюсы и минусы различных каналов привлечения пациентов и сравнить их эффективность для клиники.

Традиционные каналы: наружка и ТВ

Традиционная реклама может быть мощным каналом привлечения клиентов, но из-за высокой стоимости размещения (бюджеты от ~100 тыс.) чаще всего доступна только крупным игрокам. Наружная реклама принесёт эффект только в случае правильного планирования мест размещения, числа контактов и, собственно, разработки корректного рекламного сообщения, это же относится и к ТВ-рекламе.

Если в случае с сетевыми клиниками грамотно спланированная масштабная рекламная кампания будет иметь долгосрочный эффект (за счёт запоминания бренда), то при размещении одного-двух баннеров небольшой клиники в метро реклама будет работать только во время размещения баннера.

Независимо от выбранного формата размещения в данном канале, сама по себе реклама не привлечёт клиентов: большинство пациентов пойдут уточнять информацию в интернет. Если о вас в сети плохие отзывы или колл-центр работает неэффективно, то деньги будут потрачены впустую.

Контекстная реклама

Многие клиники используют данный канал для привлечения пациентов, например, на момент написания статьи в Санкт-Петербурге по запросу «уролог» конкурируют 38 объявлений, по запросам «невролог» и «гинеколог» — 25 и 44 объявления, соответственно. Высокая конкуренция в тематике приводит к росту средней стоимости клика — она начинается от ~60-100 рублей и в некоторых направлениях (например, пластическая хирургия) достигает  ~1000-1500 рублей.

По нашим оценкам, средняя стоимость привлечённого за счёт контекстной рекламы пациента  составляет ~2500-5000 рублей — стоимость может может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда факторов: рекламируемые услуги, корректность настройки рекламной кампании, конверсионность сайта, эффективность работы колл-центра и т.д. Прочитайте подробнее об особенностях контекстной рекламы в медицинской тематике

Из-за того, что многие клиники не анализируют, откуда приходят пациенты и во сколько обходится их привлечение (на это очень часто нет времени и ресурсов), создается ложное впечатление, что контекстная реклама работает эффективно.

Контекстную рекламу можно и нужно использовать, но не во всех тематиках и услугах, в любом случае необходимо:

  • Выбрать действительно профессионального подрядчика: анализируя контекстную рекламу клиник мы видим, что очень часто она настроена некорректно
  • Начать анализировать число привлечённых пациентов в автоматизированном режиме, например, через колл-трекинг
  • Сфокусироваться на продвижении направлений, которые действительно окупают затраты на привлечение пациентов
  • Убедиться, что сайт и колл-центр работают эффективно (какой смысл в контекстной рекламе, если в клинику не дозвониться, на сайте неудобная форма записи или не описаны услуги, которые ищет пользователь?)

Также важно понимать, что не все люди сразу принимают решение о записи: они могут прийти на ваш сайт из контекста, прочитать об услугах, далее изучить отзывы на независимых порталах или в соцсетях. Если отзывы о клинике негативные или их нет, как и в случае с неэффективной работой колл-центра или сайта, потенциальный клиент может быть потерян.

Порталы записи к врачу

Сервисы онлайн-записи к врачу могут быть эффективным каналом привлечения пациентов, но также имеют ряд ограничений, которые необходимо учитывать:

  • Привлекая пациентов через сервисы онлайн-записи вы не продвигаете бренд клиники (для многие пациентов бренд клиники — важный фактор при выборе)
  • Некоторые сервисы перехватывают трафик клиники через контекстную рекламу (пациент уже вас знает, вбивает в поиске название клиники и вместо того, чтобы перейти к вам на сайт, идёт по контекстной рекламе сервиса онлайн-записи, которая показывается выше) — в этом случае вам приходится несколько раз платить за привлечение одного и того же пациента
  • Если ряд сервисов работает по схеме «оплата за дошедших пациентов», то некоторые берут оплату за записавшихся — во втором случае клинике необходим анализировать стоимость привлечения пациента с учётом не дошедших

В среднем, клиника платит за записавшегося пациента 600 рублей, с учётом не дошедших стоимость привлечения может вырасти до 1000-1500 рублей.

В некоторых случаях оправданно использовать сервисы онлайн-записи для балансировки нагрузки на врачей — платить за привлечение пациентов к популярным врачам нет особого смысла, а вот дозагрузить специалистов, которые не генерируют поток пациентов благодаря своей репутации, вполне можно.

SEO-продвижение

С одной стороны, продвижение собственного сайта в поисковых системах может обеспечить долгосрочный эффект и значительно снизить стоимость привлечения пациентов. С другой, с учётом высокой конкурентности медицинской тематики вывести свои сайты в топ по генерирующим пациентов запросам под силу только крупным клиникам, которые готовы инвестировать значительные средства в SEO-продвижение.

Для небольшой или средней клиники наиболее эффективной стратегией является приоритизация ключевых фраз и продвижение по средне- и низкочастотным запросам (например, услуги в конкретном районе города). По высокочастотным запросам продвижение не имеет особого смысла: весь топ выдачи занимают медицинские порталы и сервисы онлайн записи. Например, по запросам «гинеколог спб» и «уролог спб» в ТОП-10 Яндекса входят только по 3 клиники — остальные позиции занимают крупные медицинские порталы.

В любом случае, как и в ситуации с контекстом, стоит обращаться только к подрядчикам с хорошей репутацией: не раз сталкивались с историями, когда даже по запросу «название клиники» сайт клиники не входит в топ или вместо качественных описаний услуг клиники на сайте висят бессодержательные seo-тексты, отталкивающие посетителей.

Рекомендательные порталы (на примере НаПоправку.ру)

По данным различных опросов, около 60% пользователей изучают отзывы о враче или клинике перед тем, как записаться на приём: если у вашей клиники много негативных отзывов или отзывы отсутствуют вовсе, это может привести к тому, что пользователи сделают выбор в пользу другой клиники. Т.е. вы инвестировали деньги в контекст, наружную рекламу или SEO, пользователь о вас узнал, но на приём не записался из-за плохих отзывов или их отсутствия.

Возможна обратная ситуация, у вашей клиники хорошая репутация, много врачей с хорошими отзывами на НаПоправку.ру — вы будете совершенно бесплатно получать звонки и переходы на свой сайт.

Клиники могут решать с помощью рекомендательных порталов 2 задачи, которые дополнят или сделают ваше продвижение через другие каналы более эффективным: работать над репутацией и активно привлекать новых пациентов.

Работа над репутацией

Ежемесячно более 100 тыс. пользователей заходят на наш сервис, чтобы прочитать отзывы о конкретном враче или клинике. Чтобы перевести этих пользователей в разряд пациентов важно обеспечить наличие рейтинга рейтинг (стимулируйте своих текущих пациентов оставлять больше отзывов с помощью наших инструментов, если отзывов про вашу клинику ещё нет, наши модераторы соберут их для вас с площадок, которым мы доверяем) и снизить негатив от отрицательных отзывов (аргументированно отвечайте на отзывы).

Привлечение новых пациентов

Около 50 тыс. человек в месяц человек выбирают клинику или врача — это аудитория, которую клинике очень сложно получить через контекстную рекламу или SEO (как уже обсуждалось выше, реклама по запросам «невролог спб» может не окупить вложения, а в органической выдаче клинике сложно конкурировать с крупными порталами + часть людей намеренно первым шагом идёт на порталы-агрегаторы, чтобы выбрать врача).

Специальные инструменты (выделение в поисковой выдаче, реклама в профилях конкурентов, кнопка «запись на приём», продвижение акций и т.д.) позволяют нашим клиентам-клиникам получат ещё больше пациентов из числа пользователей, находящихся в активном поиске врача.

Некоторые клиники оценивают эффект от работы на рекомендательных порталах в «записях», забывая про другие результирующие действия пользователя: звонки и переходы на сайт. Мы проанализировали конверсии пользователей, совершивших целевое действие  (заявка на запись, просмотр телефона, переход на сайт клиники) в пациентов клиник и разработали интегральный показатель «Расчётное число привлечённых пациентов» — он позволяет оценить реальный эффект от использования премиальных пакетов. В зависимости от профиля клиники, один привлечённый с нашего портала пациент обходится клинике 600-1200 рублей.

Выводы

Большинство клиник привыкли использовать привычный, но дорогой и сложный в управлении канал — контекстную рекламу, при этом, несмотря на более низкую стоимость, очень часто игнорируют другие каналы (рекомендательные порталы, сервисы онлайн записи)

Во сколько обходится привлечение пациента?

  • Контекстная реклама — 2500-5000 рублей
  • Сервисы записи — 1000-1500 рублей
  • Медицинские порталы — 600-1200 рублей

Для успешного продвижения клиники необходимо использовать набор каналов, каждый из которых, с одной стороны, решает свои задачи, с другой — дополняет и усиливает эффект от остальных каналов маркетинга.

Ещё один аргумент в пользу использования комплекса каналов: каждый канал имеет свою оптимальную мощность, при превышении которой вы начинаете переплачивать (например, при переходе на более конкурентные фразы в контексте, при продвижении популярных врачей через сервисы онлайн записи).

Остались вопросы?
Позвоните или напишите нам
+7 (812) 332-82-45
partner@napopravku.ru